Аспекты личности
February 25

Разбор эго-состояний (Родитель, Взрослый, Ребенок)

Давайте разберем все эго-состояния по модели Эрика Берна. Это как три «голоса» в нашей голове, которые часто спорят друг с другом. Объясню подробно, с примерами и тем, как они связаны с прошлым опытом.

1. Эго-состояние «Родитель»

Это набор установок, правил и моделей поведения, которые мы усвоили от родителей, учителей, общества. Делится на два типа:

а) Контролирующий Родитель

— Что делает: Критикует, требует, наказывает, диктует «как надо».

Примеры в жизни:

«Ты должен работать до изнеможения, иначе ты неудачник!»

«Позорище! Как ты могла надеть это платье?»

— Откуда берется: Часто копируется от строгих родителей или авторитетных фигур.

Пример:

Андрей постоянно ругает себя за мелкие ошибки: «Ты опять все испортил, бездарь!» Это голос его отца, который в детстве никогда не хвалил его.

б) Заботливый Родитель

— Что делает: Поддерживает, утешает, дает советы, проявляет доброту.

Примеры:

«Ты справишься, я в тебя верю!»

«Давай я помогу тебе с проектом».

— Откуда берется: Усвоенное поведение от любящих родителей или тех, кто о нас заботился.

Пример:

Марина, когда подруга плачет, автоматически обнимает ее и говорит: «Поплачь, это нормально». Так делала ее мать в детстве.

2. Эго-состояние «Взрослый»

Это рациональная, объективная часть, которая анализирует реальность «здесь и сейчас», без эмоций и предрассудков.

— Что делает: Взвешивает факты, ищет решения, не поддается манипуляциям.

Примеры:

«Я опоздал на встречу из-за пробки. Позвоню и предупрежу».

«Сколько стоит эта услуга? Давай сравним варианты».

— Проблемы: Если «Взрослый» слабый, человек живет в мире иллюзий («Все должно быть идеально!») или эмоциональных реакций.

Пример:

Когда Олег узнал, что его повышение отложили, он не стал винить начальника (Контролирующий Родитель) или паниковать (Ребенок), а спросил: «Что я могу сделать, чтобы ускорить процесс?».

3. Эго-состояние «Ребенок»

Это эмоциональная, спонтанная часть, хранящая детские реакции: радость, страх, обиды, бунт. Делится на два типа:

а) Свободный Ребенок

— Что делает: Играет, творит, радуется жизни, проявляет любопытство.

Примеры:

Танцует под дождем, не думая о том, «как это выглядит».

Смеется до слез над глупым мемом.

— Откуда берется: Воспоминания о времени, когда можно было быть собой без осуждения.

Пример:

Катя обожает рисовать абстракции. В детстве мама разрешала ей разрисовывать стены в своей комнате — это дало ей внутреннее разрешение на творчество.

б) Адаптивный Ребенок

— Что делает: Подчиняется, угождает, подавляет свои желания, боится наказания.

Примеры:

«Ладно, я останусь сверхурочно, хотя у меня планы».

«Не буду спорить, чтобы не поругаться».

— Откуда берется: Травмы, где за непослушание следовало наказание или отвержение.

Пример:

Денис всегда молчит на совещаниях, даже если не согласен. В детстве его дразнили за «глупые вопросы», и теперь его Адаптивный Ребенок боится выделяться.

Как эти состояния конфликтуют? Пример диалога в голове:

Ситуация: Вы хотите уйти с нелюбимой работы.

— Контролирующий Родитель: «Ты что, с ума сошел? Без работы ты — ноль!»

— Адаптивный Ребенок: «А если я нигде больше не найду место? Лучше потерплю…»

— Взрослый: «Давай посчитаю сбережения, составлю резюме и начну искать варианты».

— Свободный Ребенок: «Ура! Наконец-то займусь музыкой, как мечтал!»

Как эго-состояния связаны с регрессивной терапией?

Выявление корней:

— Если ваш «Контролирующий Родитель» слишком активен, в регрессии можно найти момент, где вас жестко критиковали (например, отец-перфекционист).

— Если «Адаптивный Ребенок» блокирует ваши желания, возможно, в детстве вас наказывали за самостоятельность.

Пример терапии:

Анна боялась просить повышения. В регрессии она вспомнила, как в 10 лет мать сказала: «Не высовывайся, а то все будут завидовать». Теперь ее Адаптивный Ребенок верит, что успех опасен.

Интеграция:

— Шаг 1. Осознать, какое эго-состояние сейчас «у руля».

— Шаг 2. Вернуться в прошлое (через регрессию), чтобы «перезаписать» травмирующий сценарий.

— Шаг 3. Усилить «Взрослого», чтобы он мог «голосовать» за рациональные решения.

Пример:

Сергей, который боялся конфликтов (Адаптивный Ребенок), в регрессии представил, как говорит отцу: «Я имею право на свое мнение». Это помогло ему начать отстаивать границы на работе.

Как работать с эго-состояниями?

Для «Родителя»:

— Если он слишком строгий, добавьте к его голосу Заботливого Родителя: «Да, ты ошибся, но это не конец света. Учти это в следующий раз».

Для «Ребенка»:

— Дайте ему то, чего не хватило в детстве. Например, если Адаптивный Ребенок боится, скажите: «Ты в безопасности, я тебя защищу».

Для «Взрослого»:

— Тренируйте рациональность: задавайте вопросы «Что? Где? Когда?», а не «Почему это со мной происходит?».

Представьте, что ваша психика — это семья:

— Контролирующий Родитель — строгий дед, который вечно ворчит.

— Заботливый Родитель — добрая бабушка, которая печет пироги и гладит по голове.

— Взрослый — ответственный старший брат, который решает проблемы.

— Свободный Ребенок — младшая сестра, которая носится по дому с воздушными шарами.

— Адаптивный Ребенок — застенчивый племянник, который боится лишний раз пикнуть.

Задача: Не дать «деду» подавлять «племянника», а «брату» — помочь всем договориться.

Итог

Эго-состояния — не враги, а части вашей личности, сформированные опытом. Даже «Контролирующий Родитель» когда-то пытался вас защитить (например, от провалов). Но когда он слишком активен, это мешает жить. Через осознание и работу с прошлым (регрессия) можно «переучить» эти части и сделать их союзниками.

Как проверить, какое состояние сейчас у вас?

1. Спросите себя:

— «Кто сейчас говорит?» (Голос мамы? Мой детский страх? Я сам?)

— «Это реакция на текущий момент или эхо прошлого?»

2. Пройти тест на определение доминирующего эго-состояния.

👉🏻 ПРОЙТИ ТЕСТ

📍«Внутренний ребенок» и «эго-состояние Ребенок»

два разных понятия, хотя оба связаны с детской частью личности, как в них разобраться читайте по ссылке 👉🏻 перейти

📍Внутренний критик vs эго-состояние «Критикующий родитель»

Эти два понятия часто путают, но они имеют разное происхождение и механизмы влияния. Разбираю их отличия и стратегии работы с ними по ссылке 👉🏻 перейти

📌 Записаться на диагностическую консультацию

💖