Разбор эго-состояний (Родитель, Взрослый, Ребенок)
Давайте разберем все эго-состояния по модели Эрика Берна. Это как три «голоса» в нашей голове, которые часто спорят друг с другом. Объясню подробно, с примерами и тем, как они связаны с прошлым опытом.
1. Эго-состояние «Родитель»
Это набор установок, правил и моделей поведения, которые мы усвоили от родителей, учителей, общества. Делится на два типа:
— Что делает: Критикует, требует, наказывает, диктует «как надо».
«Ты должен работать до изнеможения, иначе ты неудачник!»
«Позорище! Как ты могла надеть это платье?»
— Откуда берется: Часто копируется от строгих родителей или авторитетных фигур.
Андрей постоянно ругает себя за мелкие ошибки: «Ты опять все испортил, бездарь!» Это голос его отца, который в детстве никогда не хвалил его.
— Что делает: Поддерживает, утешает, дает советы, проявляет доброту.
«Ты справишься, я в тебя верю!»
«Давай я помогу тебе с проектом».
— Откуда берется: Усвоенное поведение от любящих родителей или тех, кто о нас заботился.
Марина, когда подруга плачет, автоматически обнимает ее и говорит: «Поплачь, это нормально». Так делала ее мать в детстве.
2. Эго-состояние «Взрослый»
Это рациональная, объективная часть, которая анализирует реальность «здесь и сейчас», без эмоций и предрассудков.
— Что делает: Взвешивает факты, ищет решения, не поддается манипуляциям.
«Я опоздал на встречу из-за пробки. Позвоню и предупрежу».
«Сколько стоит эта услуга? Давай сравним варианты».
— Проблемы: Если «Взрослый» слабый, человек живет в мире иллюзий («Все должно быть идеально!») или эмоциональных реакций.
Когда Олег узнал, что его повышение отложили, он не стал винить начальника (Контролирующий Родитель) или паниковать (Ребенок), а спросил: «Что я могу сделать, чтобы ускорить процесс?».
3. Эго-состояние «Ребенок»
Это эмоциональная, спонтанная часть, хранящая детские реакции: радость, страх, обиды, бунт. Делится на два типа:
— Что делает: Играет, творит, радуется жизни, проявляет любопытство.
Танцует под дождем, не думая о том, «как это выглядит».
Смеется до слез над глупым мемом.
— Откуда берется: Воспоминания о времени, когда можно было быть собой без осуждения.
Катя обожает рисовать абстракции. В детстве мама разрешала ей разрисовывать стены в своей комнате — это дало ей внутреннее разрешение на творчество.
— Что делает: Подчиняется, угождает, подавляет свои желания, боится наказания.
«Ладно, я останусь сверхурочно, хотя у меня планы».
«Не буду спорить, чтобы не поругаться».
— Откуда берется: Травмы, где за непослушание следовало наказание или отвержение.
Денис всегда молчит на совещаниях, даже если не согласен. В детстве его дразнили за «глупые вопросы», и теперь его Адаптивный Ребенок боится выделяться.
Как эти состояния конфликтуют? Пример диалога в голове:
Ситуация: Вы хотите уйти с нелюбимой работы.
— Контролирующий Родитель: «Ты что, с ума сошел? Без работы ты — ноль!»
— Адаптивный Ребенок: «А если я нигде больше не найду место? Лучше потерплю…»
— Взрослый: «Давай посчитаю сбережения, составлю резюме и начну искать варианты».
— Свободный Ребенок: «Ура! Наконец-то займусь музыкой, как мечтал!»
Как эго-состояния связаны с регрессивной терапией?
— Если ваш «Контролирующий Родитель» слишком активен, в регрессии можно найти момент, где вас жестко критиковали (например, отец-перфекционист).
— Если «Адаптивный Ребенок» блокирует ваши желания, возможно, в детстве вас наказывали за самостоятельность.
Анна боялась просить повышения. В регрессии она вспомнила, как в 10 лет мать сказала: «Не высовывайся, а то все будут завидовать». Теперь ее Адаптивный Ребенок верит, что успех опасен.
— Шаг 1. Осознать, какое эго-состояние сейчас «у руля».
— Шаг 2. Вернуться в прошлое (через регрессию), чтобы «перезаписать» травмирующий сценарий.
— Шаг 3. Усилить «Взрослого», чтобы он мог «голосовать» за рациональные решения.
Сергей, который боялся конфликтов (Адаптивный Ребенок), в регрессии представил, как говорит отцу: «Я имею право на свое мнение». Это помогло ему начать отстаивать границы на работе.
Как работать с эго-состояниями?
— Если он слишком строгий, добавьте к его голосу Заботливого Родителя: «Да, ты ошибся, но это не конец света. Учти это в следующий раз».
— Дайте ему то, чего не хватило в детстве. Например, если Адаптивный Ребенок боится, скажите: «Ты в безопасности, я тебя защищу».
— Тренируйте рациональность: задавайте вопросы «Что? Где? Когда?», а не «Почему это со мной происходит?».
Представьте, что ваша психика — это семья:
— Контролирующий Родитель — строгий дед, который вечно ворчит.
— Заботливый Родитель — добрая бабушка, которая печет пироги и гладит по голове.
— Взрослый — ответственный старший брат, который решает проблемы.
— Свободный Ребенок — младшая сестра, которая носится по дому с воздушными шарами.
— Адаптивный Ребенок — застенчивый племянник, который боится лишний раз пикнуть.
Задача: Не дать «деду» подавлять «племянника», а «брату» — помочь всем договориться.
Итог
Эго-состояния — не враги, а части вашей личности, сформированные опытом. Даже «Контролирующий Родитель» когда-то пытался вас защитить (например, от провалов). Но когда он слишком активен, это мешает жить. Через осознание и работу с прошлым (регрессия) можно «переучить» эти части и сделать их союзниками.
Как проверить, какое состояние сейчас у вас?
— «Кто сейчас говорит?» (Голос мамы? Мой детский страх? Я сам?)
— «Это реакция на текущий момент или эхо прошлого?»
2. Пройти тест на определение доминирующего эго-состояния.
👉🏻 ПРОЙТИ ТЕСТ
📍«Внутренний ребенок» и «эго-состояние Ребенок»
два разных понятия, хотя оба связаны с детской частью личности, как в них разобраться читайте по ссылке 👉🏻 перейти
📍Внутренний критик vs эго-состояние «Критикующий родитель»
Эти два понятия часто путают, но они имеют разное происхождение и механизмы влияния. Разбираю их отличия и стратегии работы с ними по ссылке 👉🏻 перейти